Почему на Новый год и Рождество наряжают ёлку? Когда-то наши предки поклонялись... да всему подряд. Сложнее сказать, чему они не поклонялись. Но священные деревья (и целые священные рощи) пользовались особым уважением!.. Срубить такое дерево – считалось святотатством, оскорблением богов. Древнегреческая мифология полна историй о том, как тот или иной герой по невнимательности или по незнанию рубит какое-нибудь священное дерево, и как его потом жестоко карают боги... Ну вот пример. Как-то поссорились бог моря Посейдон и богиня мудрости Афина (древнегреческие боги вообще часто ссорятся, дерутся и строят друг другу гадости, чисто дети малые). Так вот, Посейдон втихаря послал своего сына Галлирофия с наточенным топором и секретным поручением – срубить оливу, священное дерево Афины. Но топор, ударившись о священное дерево, вдруг отскочил и смертельно ранил Галлирофия... Это, можно сказать, Галлирофий ещё легко отделался! Да-да, вот, например Эрисихтон, сын фессалийского царя Триопа. Вырубил священную рощу богини плодородия Деметры (хотя она его предупреждала, явившись ему в виде жрицы). И что же? Деметра наказала его чувством неукратимого голода. Эрисихтон в буквальном смысле проел всё своё хозяйство и всю семью, а закончилось это тем, что он стал пожирать сам себя и умер в диких мучениях, успев съесть себя наполовину! * * * В Cеверной Европе главным священным деревом был дуб – дерево бога грома и молнии Перуна (у славян), Перкунаса (у балтов), Тора и Доннера (у германцев). Дубу поклонялись, его просили о помощи, ему приносили жертвы, в том числе и человеческие... Итак, переносимся в середину VIII века нашей эры. Святой Бонифаций отправился проповедовать христианство в земли язычников-саксов. Они поклонялись великому дубу по имени Ирминсул, то есть «Великий столп», и как раз собирались принести дубу в жертву мальчика – свои жертвы священным деревьям древние германцы (впрочем, как и кельты) по обычаю вешали (это к модным разговорам про исконную доброту и простоту нравов народов, не обращённых в христианство). Проходящий мимо святой Бонифаций страшно разгневался и обратился с молитвой ко Христу. После этого руки и ноги святого наполнились чудесной силой, он ворвался в толпу саксов, отобрал у жрецов несчастного ребёнка, самих жрецов разогнал пинками, а потом схватил топор и срубил толстенный дуб Ирминсул, к священному ужасу присутствующих язычников. Из середины пня дуба вдруг показалась молодая ель – и за считанные минуты выросла до небес! Германцы, увидев такое чудо, немедленно обратились в христианство, а святой Бонифаций повелел, что теперь именно вечнозелёная ёлка станет новым священным деревом, символом вечной жизни... Было ли оно так на самом деле? Этого мы не знаем. Во всяком случае римско-католическая церковь именно к этой легенде (но не к самому святому Бонифацию) долгое время относилась крайне холодно. И вообще – первую ёлку на Рождество в Ватикане (столице римских католиков всего мира) поставили только... в 1982 году! Всего-то 40 лет назад! Почему? Потому что римские католики считали «ёлочную» традицию «еретической», протестантской. А почему отступили от правила? Польский крестьянин привез папе Иоанну Павлу II на своем тракторе огромную ель, которая выросла в его угодьях... Неудобно было отказывать. Смотрим-слушаем следующую легенду. В начале XVI века у одного немецкого ремесленника в городе Виттенберге в канун Рождества тяжело заболел единственный сынишка. Была зима, стояли холода, всё было засыпано снегом. Пытаясь подбодрить ребёнка, отец гладил его по голове и рассказывал о том, что когда тот выздоровеет, придёт весна, вернётся тепло, зазеленеют деревья, а летом появятся первые сладкие ягоды и фрукты. А мальчик в ответ плакал и говорил, что он не выздоровеет и наверное скоро умрёт, и никогда уже не увидит ни зелёных деревьев, ни сладких ягод. Ремесленник спросил совета у Мартина Лютера, известнейшего в городе проповедника. По его совету мужчина пошёл в лес, срубил там зелёную ёлочку – единственное зелёное деревце, которое смог найти – принёс в дом и украсил припасёнными на зиму яблоками и орехами. Когда ребёнок проснулся и увидел ёлку с лакомствами на ветках, то очень обрадовался – и неожиданно начал поправляться! История об этом разошлась по всему городу... И снова – мы не можем сказать, так оно было или иначе. Всё-таки с тех пор полтысячи лет прошло... Но если верить сохранившимся документам, то первая Рождественская ёлка была установлена в 1539 году в Германии, в соборе города Страсбурга, по приказу богослова и проповедника Мартина Буцера, ученика Лютера. И довольно долго украшенная ёлка считалась чисто «немецкой» и «лютеранской» традицией. Игрушки в те времена были не игрушками, а фруктами, пряниками, вафлями и конфетами – так что «разбирать» ёлку, когда праздник заканчивался, было не нужно. Все украшения благополучно съедались детьми. Помните рассказ про Лёлю и Миньку Михаила Зощенко? «— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока...» Теперь – третья история. Как-то раз в конце XVI века в Германии случился страшный неурожай, и запасать на зиму было просто нечего. И орехи, и яблоки, и мёд, и мука для пряников и печенья взлетели в цене буквально «до небес», и украшать ёлки лакомствами не было никакой возможности. Но нельзя же оставлять детишек без праздника! И тогда мастер-стеклодув Ганс Грайнер из городка Лауша в Тюрингии придумал выдувать яблоки, ягоды, орехи и другие фигурки из тонкого стекла. Сперва из глины лепилась пустотелая форма. Затем стеклодувная трубка с каплей расплавленного стекла вставлялась в форму, мастер аккуратно дул – а когда стекло остывало, глину бережно убирали, и так получались стеклянные игрушки! Сперва игрушки просто расписывали яркими красками, а позже, в XIX веке, придумали серебрить – внутрь наливали раствор «адского камня», «ляписа», то есть нитрата серебра, в нашатырном спирте, а затем добавляли сладкий сок (содержащий простой сахар глюкозу). При последующем нагревании в горячей воде на внутренней поверхности игрушки образовывалась тончайшая блестящая серебряная плёнка. Химики называют это явление «реакцией серебряного зеркала». Из Германии стеклянные новогодние игрушки разошлись по всему миру. Сохранилась дневниковая запись 13-летней принцессы Виктории, будущей королевы Великобритании, о том, в каком она была восторге, когда зимой 1832 года во дворце была устроена Рождественская ёлка – с игрушками и многочисленными подарками. Будущим женихом Виктории был немец, принц Альберт Саксен-Кобург-Готский; идея о свадьбе принца и принцессы (у их родителей, само собой) появилась ещё в 1821 году, когда детям было по... 2 года, а ёлочные игрушки из Германии были отправлены Виктории в подарок по просьбе её 13-летнего жениха. В 1840 году гравюра с королевой Викторией и принцем Альбертом – тогда уже мужем и женой – любующимися украшенной ёлкой, появилась на страницах самых разных газет и произвела настоящий фурор. Началась повальная мода на Рождественские ёлочные игрушки – прежде всего немецкие. У нас в России эта мода также появилась и быстро прижилась – само собой, только в богатых семьях. Комплект настоящих стеклянных шариков и фигурок из Лауше стоил очень дорого! Настолько дорого, что даже очень обеспеченные люди предпочитали для украшения ёлки заграничных стеклянных игрушек покупать «совсем капельку», а всё остальное делать своими силами – из тех же яблок и орехов, из цветной бумаги и картона, из ваты и ткани... Помните книжку «Детство Никиты» Алексея Толстого? Полистать журнал "Лучик" можно по ссылке: https://lychik-school.ru/archive/ Оформить подписку: https://podpiska.pochta.ru/press/П5044

Теги других блогов: история религия традиции